Военная авиация России: Ил-22
 
В годы войны разработчик реактивных двигателей А. М. Люлька занимался танковыми двигателями. С появлением на вооружении ВВС Германии самолетов с турбореактивными двигателями А. М. Люльке было приказано в срочном порядке возобновить работы по созданию отечественного турбореактивного двигателя.  Стендовый вариант двигателя С-18 был создан в 1945 г., летный вариант ТР-1 появился в том же году. В период с 24 по 27 февраля 1947 г. он прошел государственные испытания. Двигатель был выполнен по прямоточной схеме с осевым одновальным восьмиступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания и одноступенчатой турбиной.
Заданная скорость полета позволяла спроектировать самолет по обычной в то время схеме свободнонесущего среднеплана с прямым крылом и оперением.
Для Ил-22 спроектировали тонкое крыло, поверхность которого образовывалась симметричными скоростными профилями. В корневой части крыла был применен малонесущий профиль ЦАГИ 1А-10, а в его концевой части — высоконесущий профиль ЦАГИ 1В-10. Такая аэродинамическая компоновка ослабляла неблагоприятные явления, связанные с появлением волнового кризиса, и способствовала улучшению поперечной устойчивости самолета в полете на больших углах атаки.
Впервые в практике мирового самолетостроения на Ил-22 была реализована схема установки четрех реактивных двигателей на коротких крыльевых пилонах в изолированных гондолах, разнесенных по размаху крыла и вынесенных далеко вперед относительно его передней кромки.
Цельнометаллический фюзеляж самолета в сечении имел форму горизонтального овала. Эта форма способствовала сравнительно простому способу решения ряда компоновочных задач. В частности, большая ширина фюзеляжа обеспечивала свободное размещение экипажа самолета, состоявшего из пяти человек. Рабочие места двух рядом сидевших пилотов, штурмана-бомбардира и стрелка радиста располагались в носовой части фюзеляжа, а стрелка кормовой пушечной установки — за хвостовым оперением самолета. В фюзеляже, в трех мягких топливных баках, был размещен также весь требуемый для полета на заданную дальность запас топлива (9300 кг), значительно превышавший запас топлива поршневого бомбардировщика с примерно такой же дальностью полета.
Самолет имел мощное оборонительное вооружение. Для защиты от атак с передней полусферы предназначалась пушка НС-23, установленная на правом борту носовой части фюзеляжа. Огонь из нее вел командир экипажа.
Две спаренные пушки Б-20Э в верхней подвижной башенной установке обеспечивали круговой обстрел верхней полусферы. Их наводка производилась дистанционно с помощью электроуправления стрелком-радистом из передней кабины.
Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой оборонительной установкой Ил-КУ-3 с пушкой НС-23.
Разработка рабочих чертежей и постройка опытного самолета шли очень быстрыми темпами. Уже 24 июля 1947 г. самолет был впервые поднят в небо, а в августе того же года его продемонстрировали на воздушном параде в Тушине.
Летчики-испытатели высоко оценивали пилотажные качества Ил-22. Взлет был прост, в горизонтальном полете самолет вел себя нормально. Сбалансированный, он шел по прямой и при брошенном управлении. Слабым местом Ил-22 оказались его двигатели.
Их тяга не превышала 1300 кгс, в то время как летные характеристики рассчитывались исходя из тяги 1600 кгс. Недостаточная тяга двигателей и явно завышенный расход топлива обусловили продолжительный по времени разбег самолета при взлете, относительно небольшую дальность полета (865 км) и максимальную скорость полета на высоте 7000 м — 718 км/час. С такими тактико-техническими данными самолет решили не предъявлять на государственные испытания и все работы по его доводке прекратить.
Создание Ил-22 и проектирование опытного двухмоторного реактивного бомбардировщика Ил-24 позволило конструкторам ОКБ С. В. Ильюшина сформировать концепцию реактивного бомбардировщика, отвечающего всем требованиям фронтовой авиации.
Работы по проектированию нового фронтового бомбардировщика, получившего обозначение Ил-28, велись в ОКБ С. В. Ильюшина в инициативном порядке.
Проектирование велось под нормальный бомбовый груз 1000 кг (при сохранении такого же, как и на Ил-22, максимального бомбового груза 3000 кг), а состав летного экипажа уменьшили до трех человек — пилота, штурмана и кормового стрелка-радиста. Принимая решение отказаться от второго пилота и воздушного стрелка, проектировщики руководствовались следующим.
Прежде всего учитывалась относительно небольшая продолжительность полета фронтового бомардировщика, которая при крейсерской скорости 650…750 км/ч была равна в среднем 2,0…2,5 ч. и не превышала 4 ч. Работу летчика самолета Ил-28 в крейсерском полете предполагалось дополнительно облегчить установкой автопилота.
Кроме того, опыт летных испытаний самолета Ил-22 показал, что принятая компоновка верней дистанционной башни имеет значительные недостатки, связанные с наличием «мертвых» зон обстрела из-за попадания в сферу пушечного огня частей самолета.
Сравнительный анализ различных вариантов оборонительного вооружения бомбардировщика показал, что одна кормовая пушечная установка при увеличении скорости ее перемещения, а также расширении сферы обстрела вверх и вниз может в сочетании с соответствующим маневром самолета эффективно отражать атаки истребителей с большинства наиболее вероятных направлений со стороны верхней и нижней частей задней полусферы, обеспечивая надежную защиту своего самолета. Наличие только одной оборонительной установки способствовало также снижению массы самолета и улучшению аэродинамических качеств.
Уменьшению массы и аэродинамического сопротивления фюзеляжа способствовал выбор круглой формы его поперечного сечения. Таким образом, была уменьшена площадь миделя фюзеляжа и площадь его омываемой поверхности.
Установленное на фюзеляже по высокопланной схеме прямое крыло имело отличную от Ил-22 компоновку из скоростных профилей СР-5с, которые обеспечивали самолету достижение высокой дозвуковой скорости без существенного нарушения характеристик устойчивости и управляемости, связанного с появлением эффекта сжимаемости воздуха на больших скоростях. Снабженное простым однощелевым закрылком, это крыло позволяло самолету иметь и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
 
Besucherzahler
счетчик посещений
Samp-net Role Play [CPP] RU+CIS